Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
"Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова"
(8332) 64-72-26
Новости/Шимпанзе учатся друг у друга
01.12.2012
Международная команда ученых представила доказательный пример существования социального обучения — передачи знаний от одной особи к другой — у животных в дикой природе. Исследование основывалось на многолетних наблюдениях за шимпанзе в заповеднике в Уганде. Ученые привели хорошо документированные свидетельства передачи новой технологии от одной особи к другой, показав на статистических моделях, что спонтанное обретение новой технологии практически исключено. Прежде социальное обучение у животных изучалось в лабораторных условиях или же подразумевалось для диких популяций на основе «культурных» различий между локальными популяциями. Теперь же и у диких популяций его реальность бесспорна.

Рис. 2. Естественный колодец, которым пользовались шимпанзе
Рис. 2. Естественный колодец, которым пользовались шимпанзе и рядом с которым велись наблюдения. Фото из обсуждаемой статьи в PLOS Biology
В тропическом лесу Будонго (см. Budongo Forest) у реки Сонсо в Уганде в течение 20 лет ведутся наблюдения за одной из групп шимпанзе в естественных условиях. Недавнюю публикацию в PLOS Biology ученые, представляющие несколько мировых научных центров — Сент-Эндрюсский университет (Шотландия), Университет Восточной Англии имени Джона Раскина в Кембридже (Англия), Квебекский университет в Римуски и Квебекский центр изучения биоразнообразия (оба в Канаде), Биостанция заповедника Будонго (Уганда), Невшательский университет (Швейцария), — посвятили одному из наблюдений, важному и интересному для понимания социального обучения у приматов.

Шимпанзе часто используют пережеванный комок листьев для добывания воды из небольших углублений в земле или меда в дуплах деревьев: такой комок работает как губка. Этот поведенческий обычай широко распространен среди различных популяций шимпанзе. Не являлась исключением и группа из Будонго. Но однажды (есть даже и точное время этого события: в 9 утра 14 ноября 2011 года) альфа-самец, подойдя к образовавшемуся естественному колодцу (рис. 2), применил другую технику: ободрал мох со ствола дерева и затем использовал его в качестве губки вместо обычного в таких случаях комка листьев. Кроме утренних наблюдателей-людей эту новую технологию увидела и альфа-самка. В течение следующих 6 дней новый способ использовали уже 7 других членов группы.

Естественно было задаться вопросом: как распространялась инновация среди членов группы? Возможны два варианта. Первый — спонтанное обретение, когда внедрение инновации связано с новыми экологическими условиями (в данном случае — с образовавшимся колодцем) и, соответственно, с новыми жизненными возможностями. Второй вариант — социальное обучение, когда один член коллектива так или иначе перенимает у другого его «изобретения».

Пример с моховыми губками оказался редкой удачей, дав возможность однозначно ответить на этот вопрос, выбрав одну из альтернатив. Дело в том, что в течение этих 6 дней наблюдатели отслеживали перемещения, встречи и контакты всех членов группы, фиксируя и время произошедших эпизодов. Так что они могли уверенно указать, кто из семи пользователей моховых губок с кем встречался и у кого не только мог подсмотреть новшество, но и на самом деле его подсмотрел. Эти наблюдения схематично показаны на рис. 3.