Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
"Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова"
(8332) 64-72-26
Новости/Коллизии в охотничьем законодательстве России
21.01.2020
23 декабря 2019 года в ЦДУ РАН сотрудниками ФГБНУ ВНИИОЗ С. И. Миньковым и Е. К. Целыховой был сделан доклад по теме "Коллизии в охотничьем законодательстве России". Тезисы к докладу изданы в журнале "Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства" 2019. №13 (25)

КОЛЛИЗИИ В ОХОТНИЧЬЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
В статье изложены основные проблемы российского охотничьего законодательства и разногласия между нормативно-правовыми актами в сфере охоты и смежным законодательством.
Ключевые слова: охотничье право, охотничьи правила, правоотношения в сфере охоты, правонарушения в сфере охоты. S. Minkov. E. Tselykhova Russian Research Institute of Game Management and Fur Farming (VNIIOZ), Kirov, Russia COLLISIONS IN THE RUSSIAN HUNTING LEGISLATIONS The article outlines the main problems оf Russian hunting legislation and disagreements between regulatory legal acts in the field of hunting and related legislation. Keywords: hunting law, hunting rules, legal relations in the field of hunting, offenses in the field of hunting.

Даже на далеко небезупречном фоне правовой системы нашей страны Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об охоте…») выделяется обилием явных дефектов. Большинство специалистов, как имеющих непосредственный опыт правоприменительной практики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, так и представляющих интересы охотпользователей, постоянно испытывают затруднения из–за неточности формулировок, отсутствия определений ключевых понятий, а также несогласованности с другими федеральными законами и подзаконными актами. Все это усложняет практическое применение ФЗ «Об охоте…», вносит недопустимую двойственность в толкование законодательных норм и затрудняет их соблюдение. На основе проведенного анализа действующего российского законодательства в области охоты и сохранения биологических ресурсов авторами были рассмотрены основные проблемные моменты, а также разногласия между нормативными правовыми актами в сфере охоты и охотничьего хозяйства и нормативными правовыми актами смежных областей права. Приравнивание к охоте. С целью повышения эффективности борьбы с незаконной охотой и систематизации правоприменительной практики необходимо конкретизировать или устранить законодательно неопределенное приравнивание к охоте. Статья 57 ФЗ «Об охоте…» гласит, что «1. Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. В целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами». Однако Статья 1 ФЗ «Об охоте» относит к орудиям охоты «огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» ..., а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты», что позволяет предъявить обвинение в незаконной охоте любому лицу, осуществляющему транспортировку оружия или добытой дичи через охотничьи угодья без разрешения на добычу охотничьих ресурсов в данном месте и в данное время, или находящемуся в охотничьих угодьях с биноклем, лыжами и прочими предметами, которые теоретически могут быть использованы при осуществлении охоты. Продукция охоты. Согласно ФЗ «Об охоте…» под «продукция охоты» понимаются «отловленные или отстреленные (правильно «отстрелянные» – Е. Ц., С. М.) дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции». В самом классификаторе ОК 034–2014 (КПЕС 2008) в разделе А подразделе 01 «Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты» выделяются группы «01.4 Животные живые и продукты животного происхождения», куда включены живые млекопитающие и птицы, отнесенные к объектам охоты (группы видов перечислены в нескольких пунктах); и «01.49.3 Сырье пушно–меховое и невыделанные шкурки прочих животных». При этом мясо и шкуры диких животных, а также изделия из них включены в раздел «С» «Классификатора…» – «Продукция обрабатывающих производств», в котором подгруппа 10.13 «Продукция мясная пищевая» включает в себя мясо в любом виде – от неразделанной туши до консервов, копченостей, колбас и пирожков с мясом. Особо упомянуты «продукты из мяса лосиные» (10.13.14.618). Таким образом, согласно действующему Общероссийскому классификатору продукции, мясо охотничьих животных не является продукцией охоты, а относится к «мясной пищевой продукции», что вступает в противоречие с ФЗ «Об охоте…». Непредъявление документов. Законодательство Российской Федерации не предусматривает наказания за утерю охотничьего билета или разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Однако согласно Статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) «Непредъявление по требованию должностных лиц органов, … осуществляющих государственный охотничий надзор, … производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет», что подразумевает необходимость при нахождении в охотничьих угодьях иметь непосредственно при себе весь комплект данных документов. Для сравнения: согласно Статье 12.3 КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им «влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». Физическая невозможность предъявить водительское удостоверение в момент проверки («не имеет документов при себе») не приравнивается к отсутствию у проверяемого лица права на управление транспортным средством. «Традиционная» охота. Статья 19 ФЗ «Об охоте…» указывает, что «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких–либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления». Статья 333.2. Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что «лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти» (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333–ФЗ). Однако лимиты использования объектов животного мира, установленные в соответствии со ст. 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть оформлены в виде каких–либо документов, выдаваемых представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации (КМНС), поскольку ФЗ «Об охоте…» не предусматривает выдачи особых разрешений на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Кроме того, Пункт 4 Правил охоты содержит формулировку: «транспортировка продукции охоты и ее реализация производится при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в котором сделана соответствующая отметка о добыче этих охотничьих животных или при наличии заполненного отрывного талона к указанному разрешению», которого, согласно ФЗ «Об охоте…», у представителей КМНС быть не должно, что de jure не даёт им возможности легально транспортировать свою добычу (на стойбище, в посёлок и т.д.), а обязывает их «удовлетворять личные нужды или реализовать излишки продукции» на месте добычи зверя. Терминологические (понятийные) коллизии. В ФЗ «Об охоте…» отсутствует понятие «право на охоту», (или «права осуществлять охоту») которого лишают в рамках меры административного наказания по ст. 8.37 КоАП РФ. В ФЗ «Об охоте…» имеется «право на добычу», а в КоАП РФ– «право осуществлять охоту». В Статье 258 УК РФ отсутствуют оба этих понятия. В ФЗ «Об охоте…» отсутствует единообразие формулировок и параллельно фигурируют ряд понятий (терминов), в некоторых случаях используемых как синонимы. Так Статья 1 ФЗ «Об охоте…» содержит формулировку «Промысловая охота – охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты», тогда как Статья 13 ФЗ «Об охоте…» гласит, что: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 1 настоящей статьи, наряду с промысловой охотой осуществляют деятельность по заготовке охотничьих ресурсов и иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства». Ряд понятий нарушает терминологическое единообразие всей системы нормативных правовых актов прямо или косвенно относящихся к сфере охоты и охотничьего хозяйства. Так в тексте ФЗ «Об охоте…» имеется понятие «оборот охотничьих ресурсов и продукции охоты», тогда как в ФЗ «О животном мире» фигурируют «добытые объекты животного мира и полученная из них продукция», а в Правилах охоты – «незаконно добытые охотничьи животные и продукция охоты». Пункт 2 Статьи 4 ФЗ «Об охоте…» содержит формулировку: «Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом». П. 1 Статьи 33 ФЗ «Об охоте…»: «Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов…) осуществление контроля за оборотом продукции охоты…». В тексте ФЗ «Об охоте…» фигурируют понятия «промысловая охота» и «охотничьи угодья», а в ФЗ «О животном мире» имеется понятие «промысловые угодья», которое в ФЗ «Об охоте…» отсутствует. Статья 55.1 ФЗ «Об охоте…» «Подготовка и дрессировка собак охотничьих пород» содержит формулировку: «Подготовка и дрессировка собак охотничьих пород (собак, используемых при осуществлении охоты) в целях осуществления охоты…», которая с юридической точки зрения приравнивает любую дипломированную породистую охотничью собаку к «шарику» и теоретически позволяет обвинить в незаконной охоте любого человека, находящегося в охотничьих угодьях с любой собакой (гончей, болонкой, той-терьером) без поводка. Имеются также расхождения в формулировках ФЗ «Об охоте…» и Правил охоты в отношении термина «орудия охоты». Статья 1 ФЗ «Об охоте…» под «орудиями охоты» подразумевает только «огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150–ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты». Пункт 3.6 Правил охоты вводит понятие «самоловы», имеющее определение: «приспособления, устройства и (или) сооружения для ограничения свободы и (или) добычи животных путем автоматического действия элементов таких приспособлений, устройств и (или) сооружений либо за счет движений самого животного (далее – самоловы)». Пункт 3.3.6. Правил охоты гласит, что «При осуществлении охоты охотник обязан: ... привести в ненастороженное состояние приспособления, устройства и (или) сооружения для ограничения свободы и (или) добычи животных путем автоматического действия элементов таких приспособлений, устройств и (или) сооружений либо за счет движений самого животного (далее – самоловы) не позднее последнего дня срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов». Пункт 52. 7 запрещает «применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей, за исключением применения при добыче норки и ондатры верш (мордушек), изготовленных из сетки с размером ячеи не менее 50 миллиметров, а также применения при добыче соболя и куницы обметов». Пункт 52.8. запрещает «применение самострелов, настороженного огнестрельного, пневматического и метательного оружия, падающих пик, крючьев, ловчих ям, «подрезей», «башмаков» и других самоловов, способных нанести вред человеку; 52.9. применение петель (за исключением оговоренных случаев)». Согласно Пункту 15 Правил охоты безвозмездному изъятию подлежат «орудия незаконной добычи охотничьих животных». Однако ФЗ «Об охоте…» содержит только понятие «орудия охоты» (но не «орудия добычи»). Расхождения в формулировках ФЗ «Об охоте…» и Правил охоты наблюдаются и в отношении термина «территория». В тексте «Правил охоты» фигурирует термин «территория», однако в ФЗ «Об охоте» термин «территория» отсутствует, однако имеются термины «места/место охоты» и «охотничье угодье»: пункт 3.3.4 Правил охоты: «При осуществлении охоты охотник обязан: …осуществлять охоту на территории и в пределах норм добычи охотничьих ресурсов, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов», тогда как Статья 30 ФЗ «Об охоте» содержит формулировку: «В разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются: …сроки охоты и места охоты». Таким образом, сравнительный анализ законодательства, регламентирующего деятельность в сфере охотничьего хозяйства, демонстрирует насущную необходимость в радикальном пересмотре нормативных правовых актов всех уровней, с обязательным устранением выявленных противоречий и установлении единой системы терминов и определений.

ЛИТЕРАТУРА 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // <a href="http://www.consultant.ru">www.consultant.ru</a>
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117–ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) // <a href="http://www.consultant.ru">www.consultant.ru</a>
3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2) // <a href="http://www.consultant.ru">www.consultant.ru</a>. 4. Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 (ред. от 06.08.2015) «Об утверждении Правил охоты» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 № 19704) // <a href="http://www.consultant.ru">www.consultant.ru</a>
5. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2019 // <a href="http://www.consultant.ru">www.consultant.ru</a>
6. Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ // <a href="http://www.consultant.ru">www.consultant.ru</a>
7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // <a href="http://www.consultant.ru">www.consultant.ru</a>.